?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Озеро Комо или "Зачем в Альпах поплавки?". - containership
containership
containership
Озеро Комо или "Зачем в Альпах поплавки?".
Есть такой городок в Италии, называется Комо (Como). Расположен на берегу одноименного озера, на юге Альп.
Место издавна является горным курортом, климат, рельеф и наполнение соответствует.
Так уж сложилось, что там же есть школа, которая учит на PPL, а также на Seaplane рейтинг тех, у кого PPL уже в наличии.
Школе уже много лет, проверенная временем репутация, ну и никто не онимет у итальянцев их вклад в развитие гидроавиации в частностии и авиации вообще.
Немало русских курсантов побывало в этой школе с целью обучения на гидросамолет, я тоже решил рискнуть и совместить часть отпуска с неделей обучения в указанном месте. Не все же пузом в зенит нагреваться на пляже.
Возможно налью "воды", но постараюсь вкратце изложить и подготовительный этап поездки, сам процесс обучения (без нюансов, за нюансами надо ехать в школу), впечатления и выводы.
И немного фото.

Итак, за месяц связался с шеф-пилотом Aero Club Como, Fransesco Cereda (Франческо Череда). Общие контакты школы тут: http://www.aeroclubcomo.com/
"Забил" определенную неделю, по сути просто предупредив, что буду от дня Х до дня Y, извольте уж принять и не утопить.
Итальянский стиль планирования чувствовался с первых минут общения - "ты, типа, прилетай, там разберемся. ждем тчк".
Ну я и приехал.
Городок Комо расположен в самой что ни на есть северной части Италии, до границы со Швейцарией по автобану рукой подать. Рельеф - ну что тут говорить, это начало Альп. Но тепло. Т.к.на юге. Альп, в смысле.
Превышение озера Комо над MSL составляет 660 футов, превышение рельефа вокруг озера - 1800-2100 футов над уровнем моря, озеро ледникового происхождения.
Отели в Комо - в большом кол-ве и на любой вкус и кошелек, от 5-ти звездного Hotel Palace (видимо, самый "понтовый" отель города) до B&B самого простого толка. При поездке туда для обучения в школе стоит озаботиться пешей доступностью школы, т.е.10-20 минут пешком от отеля, не более. Ну или на велике, там их в аренду дают. Без ВЛЭК.
Почему надо быть рядом - ну потому как график полетов двигается по причине погоды/инструктора/еще чего-либо. В телефонном разговоре Франческо "выдвинул" следующие требования по документам с его стороны:
- пилотское (есля бы я был из Уганды, приняли бы и угандийское),
- medical.
Я был смущен таким списком. Настолько, что приехал с ВЛЭК, которая еще как бы действует, но промежуточное освидетельствование я пропустил еще в прошлом году. Внимание к пилотскому и ВЛЭК уделил только ксерокс, добросовестно откопировав по прибытию меня в школу. Также, по электронке выслали краткий конспект теории по обучению на гидросамолеты. Прочитать его стоит, т.к.там в простой по сути форме (но не очень - по англ.языку, т.к.он довольно косный) излагаются осн.моменты обучения.
Собственно, пришел конец июня и - voila - я в Комо. Вот тот самый ангар, где они живут:




Утро, 0900, людей в ангаре почти нет, пошарился пока возле небольшого стенда, где вкратце отражена история этой школы:


Навскидку показалось, что в ангаре самолетов 5-6-7, правда с разных сторон торчали поплавки, в том числе и свисая с потолка, в дальнем углу грустил Lake без морды. Но у 1го причала уже на плаву торчала Cessna L19 Bird Dog, интересный аппарат:


Птиц на озере Комо - хоть отбавляй, лебеди, утки и прочие неустановленные особи. Но самые настырные - это утки, естественно. Все причалы школы оккупированы этим летным составом, ревносто взирающим на новичков:


Прорвавшись сквозь боевую утку, вижу кабину цессны:


Где-то в 0920 меня и еще одного "студента" по имени Майк увели в брифинг-рум, где показали несколько частей фильма про полеты на поплавках. Если очень вкратце, то весь материал был грамотно изложен в pdf'е, полученном по почте, поэтому "закрепил" материал, прочитанный ранее. Инструктор объяснил "инструкцию" гидродрома (взлетные курсы, длина размеченной полосы, ветер утром, ветер вечером, схемы обоих курсов, вход и выход в/из схем и прочие нюансы). В общем, все довольно просто и доходчиво, никто не забивает мозги всякими ненужными "обычаями" аэроклуба. На этом теория и инструктаж закончились, нас с Майком поросили попить кофе пока инструктор забьет для нас самолеты на сегодня. Это Майк:

Пилот BA на пенсии, 15000+ часов, львиную долю карьеры летал на трансатлантике, начинал давным-давно на С172 в аэроклубе, работал на разных типах (MD10, Concord) на пенсию ушел с 747 того же BA. Сейчас летает пилотом Falcon 2000 когда попросят. Также имеет рейтинг инструктора на этот же тип. Мир оказался тесен - Майк пару месяцев назад принимал checkride у одного знакомого марроканца, который работает КВСом на Falcon'е других знакомых.

Попили кофе, Майка расписали к Франческо (кто б сомневался, что ему интереснее будет летать с таким зубром, я попал к инструктору Paolo Zambra, который и проводил наземный инструктаж. Мне в тот день выпало время полетов после обеда, поэтому поплеся на набережную, сфотографировал местный SAAB:


Потом был первый полет на поплавках, который естественно, был без камеры и прочих отвлекающих факторов. Первый вылет сделали на I-SAAB, C172N, Skyhawk II, года так 1980го. 165BHP. Pre-flight check снаружи включает в себя все, что в наземной версии самолета, плюс:
- проверить воду в поплавках путем откачивания ее же ручным насосом,
- проверить топливо деревянной "палкой-измерялкой", точность измерения +/-20 литров,
- проверить растяжки и распорки крепления поплавков к фюзеляжу,
- визуально проверить целостность water rudder'ов.
Ну а потом - по контрольной карте, которая в кармашке. Там особых отличий нет (кроме проверки V-bar на лобовухе и тех же water rudder'ов).
В первом полете инструктор убедился в умении делать вираж, потом - парашютирование (с172 с поплавками валилась на скорости ниже 40 узлов), в общем дал понять каков самолет с таким неслабым парусом как поплавки.... Особое внимание уделяется работе рулем направлении, на координированный разворот-поворот. Будут бить по мордасам, если шарик не в центре.
Вторая часть полета была занята конвеерами, которые можно было делать, параллельно продвигаясь на юг, к Комо, главное на лодку какую не сесть и волну не словить.
Меня, человека видевшего гидроплан 2 раза издалека, удивило, что волна даже 15-30 см высотой - для С172 с ее поплавками - уже проблема и опасность. Удивление длилось до первой посадки на небольшую зыбь. Впечатлений от первого дня было много, все положительные, полеты на поплавках почему-то напомнил быстрые поездки на водном мотоцикле по хорошей волне.

Утром второго дня обнаружил у школы вот это:


TurboOtter, летел из Греции куда-то в Германию, остановились на ночь в Комо.

Тем временем, сааб столкнули в воду:


Одного из уцелевших Ренегадов регулярно выкатывали на улицу, чтобы дать дорогу остальной технике, причем стоял он по сути на тротуаре, рядом - проезжая часть:


Вездесущий щенок в ангаре:


Во второй день программа была немного другая:
- взлет, отход на север, после набора 1500ft - сплошные конвейеры (с набором 1000ft), таким образом "допрыгали" до северной части озера, перелетели на соседнее микроозеро, где Паоло показал посадку на зеркало (поверхность там была действительно "зеркало"), после этого помчались на озеро Лугано, отрабатывать new lake landing procedure, т.е.как на незнакомое озеро (водоем) надо садиться. Паоло в лучах славы:


А вот и озеро Лугано, это мы видим итальянскую часть, а если дальше - то там уже Швейцария:


Процедура посадки на незнакомое озеро тоже не является сложной:
- облет на "большой" высоте (1200-1400ft над поверхностью),
- определение направления и силы ветра, состояния поверхности,
- выбор посадочного курса,
- снижение до высоты "круга" (700-800ft над поверхностью),
- изучение поверхности в деталях, поиск препятствий на посадочном курсе, препятствий на водной поверхности, построение коробочки.

Главное - смотреть в оба, на предмет всяких вышек на берегу, проводов, ветра и волн. Потренировавшись с заходом, полетели контрабандой в швейцарию, у них там казино есть:


Возвращаемся на базу, греки тем временем на своей турбо-арбе отправляются далее на север:


Overhead Como:


Между полетами в тот день выдался перерыв, гуляя по набережной, увидел такое вот чудо:


Вернулся в школу, для 2го полета в тот же день. "Свежая" С206, купленная школой не так давно, не знаю кого на ней учат, но с курсантами она при мне не летала ни разу:


Раритет, восстановленный одним из членов клуба, Caproni CA-100, когда-то давно вся школа летала на таких, этот экземпляр летает:


В этот раз летим не на сааб'е, а на Папа-Индия, которую надо заправить, поэтому ее тащат в ангар, Паоло еще и тракторист в этом колхозе:


Аппарат с понтовой регистрацией I-DROV (по-итальянски гидросамолет=idrovolante), без капотов:


Процесс заправки, чисто по-итальянски:


Вот и полетели, под крылом - вилла, принадлежавшая знаменитому итальянскому путешественнику, фамилию не воспринял, по-моему Mazzini, но это революционер, так что скорее всего не он. Сейчас принадлежит гос-ву. На этой вилле снимали заключительную сцену серии 007 "казино рояль":


Вот так она выглядит с уровня озера. На самом озере комо полно вилл, принадлежащих разному калибру людей (от клуни, шевченко и новикова, до потомков генерала армии наполеона), явно курортное местечко было всегда. Цвет воды - один в один адриатическое море:


Относительно недалеко от Комо есть городок Белладжио, расположен на развилке озера. Если уж поедете в Комо - не поленитесь и загляните туда. А если позволит график - поживите там пару дней. Это нечто. Очень спокойный (даже по сравнению с комо) городишко, архитектура средних веков, маленькие забегаловки (особенно - винные бары хороши, где подают таааакое белое вино, с тааакой закуской...), узкие улочки. при всем при том - в городке нет ни капли пафоса, все очень просто и демократично. Вот и он - справа по ходу, почти на мысу - городок Белладжио, compulsory reporting point, между прочим:


Впрочем, прочь сибаритство по моей просьбе (думаю, я не первый), в этот раз садиться будем на речку Adda, впадающую на севере озера.
\Почему?
Потому как летая на гидросамолете, отчетливо почувствовал, что теряю понимание важности выдерживания направления (мол, нехай повернем на 10 градусов, все озеро наше. То есть как дисциплинарное мероприятие затребовал конвейер на речке, вот она, это мы как бы с 1го смотрим:


Третий был в районе антенны, если кто ее увидел, четвертый - в районе моста через речку. Выполняем 3й:


Выполняем 4й:


Вот мы почти и на посадочном, не забываем о проводах, сразу после них можно "нырять":


Провода позади, можно определяться с высотой выравнивания.
Кстати, как показал опыт - другой цвет воды (в речке он более светлый) сильно влияет на восприятие высоты, например в данном случае выравнивание я произвел выше, чем на озере.


Вот и выравнивание:


Рояль на глиссере в кустах:


Хорош мелководье мутить, поплыли в океан:


Потом потренировали посадку на зеркало, попрыгали конвейерами до Комо - и на этом летная работа закончилась в тот день. Впечатлений было еще больше, чем в первый, особенно от посадки на зеркало. Ну и вообще, понимание, что можешь вот так вот спокойно летать над такой "полосой", садиться, взлетать, останавливаться, купаться, если хочется, прямо с самолета - это нечто.

Немного зарисовок о комо, благо в тот вечер можно было пофотографировать.
авангардизм-кубизм возле школы:


Фонтан, расположен на территории villa gena, модный ресторан-клуб, пешком 15 минут от центра комо.
Местные по нему определяют направление и скорость ветра (по сносу струи):


Модный отель, вот бы там побывать...:


Одна из улочек, вид с центральной площади на набережной piazza cavour. Виден фасад собора, очень интересного в комо (начинали строить где-то в 14м веке, закончили в 18м, соотв.там хорошее такое смешение стилей):


Tags:

5 comments or Leave a comment
Comments
li2a From: li2a Date: July 5th, 2010 07:01 pm (UTC) (Link)
Великолепный репортаж. Спасибо огромное.
Скажите пожалуйста, как Вам позволили снимать?
containership From: containership Date: July 6th, 2010 12:02 pm (UTC) (Link)
Спасибо.
А почему должны были запретить?
li2a From: li2a Date: July 6th, 2010 12:15 pm (UTC) (Link)
Потому что в Италии по этому поводу очень суровые законы, и даже сами сотрудники аэроклуба не могут снимать без всяких специальных разрешений. Конфликты по этому поводу уже были. Потому и удивлена.
containership From: containership Date: July 6th, 2010 09:57 pm (UTC) (Link)
не в курсе.
В самом аэроклубе уточнил разок вы самом начале - не против ли они того, чтобы я снимал - они были не против.
После этого снимал без ограничений как в рамках аэроклуба, так и в Комо вообще :).
Вообще, сложилось впечателние, что всем им все равно не съемку.
(Deleted comment)
containership From: containership Date: July 21st, 2012 06:24 pm (UTC) (Link)
удачи в обучении и полетах! франческо привет передавайте от Антона, если он помнит.
ну и Паоло тоже, хотя он скорее всего уже на линейных.
5 comments or Leave a comment